Автор: Владислав Юрченко — международный эксперт по AI технологиям и Full Stack Developer с более чем десятилетним опытом. Является международным экспертом в сфере AI и IT-разработок. Руководил сложными, масштабными техническими проектами, использующими технологии искусственного интеллекта.
Участвовал в масштабных проектах, таких как разработка ИИ-системы для крупной строительной компании в Лондоне и ИТ-решения для международного девелоперского проекта в ОАЭ. Принимал участие в более чем 200 проектах.
Разрабатывал AI-решения и технические проекты для известных международных компаний, включая Combit Construction (Великобритания), Mada Properties (ОАЭ), Honda (Европа), Yolka (Испания), Weeway, VMware, Cisco и Lenovo. Владислав поделился своим экспертным мнением относительно применения искусственного интеллекта в образовании.

«Искусственный интеллект быстро проникает в различные отрасли, и образование не является исключением. Потенциал ИИ в образовании уже на сегодняшний день огромен и продолжает расти. Как эксперт по работе с AI-технологиями могу заверить вас, нас ждут кардинальные изменения в способах управления, персонализации, и потребления образовательного контента».
Как применять искусственный интеллект в образовании
ИИ может невероятно персонализировать обучение и адаптировать учебный процесс к потребностям отдельных учащихся. С помощью адаптивных систем обучения ИИ анализирует сильные и слабые стороны учащихся, темп обучения и предпочтения, чтобы обеспечить индивидуальный план обучения. Он может выявить области, в которых у учащихся возникают трудности, и предоставить дополнительные ресурсы или альтернативные объяснения, которые помогут им лучше понять материал, усвоить сложные концепции и улучшить успеваемость. Такая персонализация обязательно приведёт к более эффективному и увлекательному обучению, глубокому вовлечению в процесс и, как итог, полному пониманию материала без пробелов в знаниях.
Стоит также учитывать, что ИИ никогда не устаёт, ничего не забывает, анализирует и учитывает всевозможные параметры при поиске самого эффективного формата обучения. Он не ограничен одной или несколькими областями экспертности и может объяснить материал настолько глубоко, насколько это необходимо учащемуся. Он может предоставить круглосуточную помощь, объясняя и предлагая обратную связь в любое удобное время, в любом удобном формате. Вы даже можете создать себе приятного аватара, выбрать ему голос, подобрать стиль и темп обучения, и он всегда будет готов объяснить вам всё, что угодно в самой дружелюбной обстановке.
Также, ИИ может предоставить образовательные возможности в малообеспеченных или отдаленных районах, гарантируя учащимся доступ к качественному образованию независимо от их местонахождения. Это может помочь решить проблему образования во многих странах и сократить количество малообразованных людей, тем самым повышая экономику страны.
«Я убеждён, что ИИ изменит систему образования навсегда, и сейчас многие сильно недооценивают то, насколько глобальные перемены нас ожидают в ближайшем будущем».
В каких направлениях можно использовать ИИ в образовании?
Если коротко — в любых. Без преувеличения могу сказать, что уже на данный момент вы можете почерпнуть знания практически из любой сферы ваших интересов. Но сегодня мне бы хотелось раскрыть несколько небанальных способов применения ИИ в образовании. И первый из них — это автоматизация административных задач.
Искусственный интеллект может автоматизировать многие административные задачи, такие как выставление оценок за тесты, отслеживание посещаемости, составление расписания, и распределение ресурсов. Это позволит снизить нагрузку на учителей и даст им возможность уделять больше внимания преподаванию и взаимодействию с учащимися, вместо скучной рутины.
А как вам идея сделать образование более доступным для учащихся с ограниченными возможностями? Например, технологии преобразования речи в текст и текста в речь, управляемые ИИ, могут помочь учащимся с нарушениями слуха или зрения. Уже есть приложения на базе ИИ, которые умеют переводить язык жестов. Кроме того, ИИ может помочь иностранным студентам, для которых язык не является родным, предоставляя перевод в режиме реального времени и поддержку в изучении языка.
Двигаемся дальше и на очереди — технологии виртуальной и дополненной реальности, управляемые искусственным интеллектом. Они могут создавать захватывающую учебную среду, позволяя студентам переживать исторические события, проводить виртуальные научные эксперименты или изучать сложные научные концепции на практике.
Также, ИИ может помочь учителям в создании образовательного контента, обеспечивая его актуальность и соответствие учебной программе. Теперь у них есть доступ к высококачественным ресурсам для проведения уроков и подготовка к ним будет занимать намного меньше времени. Благодаря этому учителя смогут сосредоточиться на более интерактивных и персонализированных методах обучения.
Учителя учат нас, а кто научит учителей? Из-за довольно плотного графика, у многих учителей просто не остаётся времени на профессиональное развитие и следование актуальным трендам в образовании. Искусственный интеллект может предложить им инструменты для повышения профессиональной подготовки, помогая им быть в курсе новейших образовательных практик и технологий.
Однако, как и при любом значительном технологическом прогрессе, существуют риски и проблемы, с которыми необходимо научиться эффективно справляться. Одной из серьезных проблем, связанных с внедрением ИИ в образование, является риск чрезмерной зависимости учащихся от технологий. Существует опасение, что использование инструментов искусственного интеллекта может ухудшить способность учащихся критически мыслить и самостоятельно решать проблемы. Важно сбалансировать использование искусственного интеллекта с традиционными методами обучения, чтобы обеспечить развитие у учащихся надежных когнитивных навыков.
Помимо этого, несмотря на то, что ИИ может существенно улучшить качество образования, существует опасение, что он может заменить учителей. Это в корне неверно.
ИИ не заменит учителей, правда значительно изменит их роли. Именно на их плечи ляжет ответственность за объяснение ученикам как правильно пользоваться мощным инструментом ИИ, и как важно развивать критическое мышление. Также, до учеников необходимо донести этическую сторону использования ИИ, научить ответственности, обеспечить эмоциональную и социальную поддержку. Построение взаимоотношений, понимание эмоций учащихся, вдохновение на творчество и инновации, создание позитивной атмосферы в классе — это человеческие качества, которые остаются ключевыми.
Как сделать так, чтобы студенты или школьники не писали таким образом рефераты курсовые и дипломные работы?
Уверен, есть группа учителей, которые боятся ИИ и хотят запретить его использование в образовании. Во-первых, это невозможно, прогресс не остановить, и нам придётся приспосабливаться. Во-вторых, нужно воспринимать ИИ как мощный инструмент, которым просто нужно научиться пользоваться. Это как лопата — вы можете рыть яму руками, но посмотрите насколько это проще делать лопатой. Зачем же отказываться от неё?
Что касается рефератов, курсовых и дипломных работ такие же опасения были и с приходом интернета. Мы сумели обуздать и научились жить, используя эту технологию, тоже самое произойдёт и с ИИ. Возможно, нам придётся сменить формат написания некоторых работ и, к примеру, за счёт высвобожденного благодаря ИИ времени, уделять часть учебного времени для написания рефератов и курсовых работ в аудиториях.
Задача учителей привить любовь к образованию и показать его силу. Ведь если ученик не хочет учиться, он и без ИИ найдёт способ сжульничать. Способствуя пониманию важности оригинального и критического мышления, учащиеся могут научиться использовать ИИ как инструмент для улучшения своего обучения, а не как способ обойти его.
Однако существуют инструменты, которые помогут выявить насколько та или иная работа была сделана самим учащимся. К примеру, инструменты обнаружения плагиата, которые позволяют сравнивать материалы студентов с обширной базой данных источников, чтобы выявить сходства и потенциальные случаи плагиата. Также системы обнаружения контента, созданного искусственным интеллектом. Эти системы анализируют стиль написания, синтаксис и другие факторы, чтобы отличить текст, созданный человеком, от текста, созданного искусственным интеллектом. Хотя эти инструменты все еще развиваются, они обещают помочь преподавателям поддерживать академическую честность.
В заключение отмечу, что преподавателям следует сосредоточиться на обучении студентов этичному использованию ИИ, донести до них важность критического мышления, и научить ответственности.




































































